Суфийские Притчи
Жаль что искажено переводчиком, но все же...
Адский огоньОднажды один юродивый повстречал Гарун аль-Рашида Багдадского.
— Ты откуда идёшь, странник? — спросил правитель.
— Из ада, — ответил тот.
— И что же ты делал там?
— Нужен был огонь, чтобы раскурить трубку, и я решил спросить, не поделятся ли жители ада им со мной.
— Ну, и как, взял огня? — спросил Гарун аль-Рашид.
— Нет, тамошний царь ответил, что у них нет его. Я, конечно, спросил, как же так? На что хозяин ада ответил: «Говорю тебе, у нас нет здесь огня, каждый приходит со своим собственным».
Шепот
Ученик пришёл к учителю и пожаловался:
— Мастер, меня презирают все члены нашего круга, и это делает мою жизнь невыносимой. Я хотел бы прекратить это, если только ты не прикажешь мне выносить это дальше.
— Нет ничего проще, — сказал Учитель. — Когда мы будем упражняться в созерцании в следующий раз, тихонько подойди ко мне и прошепчи мне что-нибудь на ухо. Я прошепчу тебе в ответ.
Произошло чудо. Последний ученик стал самым уважаемым после Мастера, ибо кому ещё позволено шептаться с Мастером во время упражнений? Однако через некоторое время ученики обратились к Мастеру:
— О, Мастер, учитель Вечности, не позволено ли и нам слышать то, что ты шепчешь любимому ученику, ибо мы столь же прилежны и послушны, как он?
Мастер не возражал, и вот что услышали ученики:
— Сможешь ли ты запрячь выпученные глаза?
— Да.
— Хорошо, что ты заработал?
— Десять.
— И что ты потерял?
— Пять.
— Что случилось с 32?
— 29 дома.
Это привело учеников в полное замешательство, и после долгих споров они обратились к «любимчику» за объяснениями.
— Всё очень просто. Мастер хотел показать вам, насколько вы подвержены поверхностным вещам, и он прошептал мне на ухо. Вы же решили, что это знак внимания и стали относиться ко мне иначе.
— Но что значил зашифрованный разговор?
— Он вас не касался. Я заработал десять золотых и «потерял» пять на обучение сына.
— Но 32 наверняка означало число каких-то важных людей?
— 32 — это мои зубы. У меня осталось всего 29, так что можно сказать, что они «дома».
— Так, — сказали ученики, — он наверняка водит нас за нос. Мы не спросили его о самом первом вопросе. Скажи нам, а в чём же был смысл первого вопроса?
— Я отвечу только после того, как вы дадите мне золотой.
Как только его просьба была удовлетворена, он сказал:
— Выпученные глаза — это ваши глаза. Они выпучены от жадности. Я запрягаю их, при помощи любопытства, ибо это именно то, чем управляются тривиальные умы.
— Но какой же урок мы должны из этого извлечь? — воскликнули они в тоске.
— Урок такой: алчность, и в материальном и в духовном мире, ведёт только к банальным удовольствиям. Она не даёт вам развиваться, и мешает высшему пониманию. И развеять её можно, лишь показав вам, насколько тривиальны ваши мысли.
Назвать себя Богом
Одного суфия до смерти забили камнями за то, что он называл себя Богом, и он был взят на небо. Некоторое время спустя, человек, который был свидетелем смерти суфия, умер и попал в рай. Увидев там суфия, он пришёл в негодование и спросил Бога:
— Почему этот человек здесь, на небесах, а фараон, который говорил то же, что и он, — в аду?
На что Господь ответил:
— Фараон, утверждая, что он Бог, подразумевал себя, а когда Богом называл себя суфий, он думал обо мне.